Заявление о том, что электрогитара Gibson Les Paulявляется в некотором смысле олицетворением всей гитарной музыки с начала 50-х годов XX века и по сегодняшний день – не будет большим преувеличением. Подавляющее большинство известных гитаристов современности в обязательном порядке имеют в своем арсенале один или несколько этих инструментов, а начинающие музыканты мечтают о такой гитаре. Причем, что характерно, «Лес Пол» прошел свой славный путь длиною в шесть десятилетий практически без кардинальных изменений в конструкции, и нет абсолютно никаких видимых предпосылок к тому, чтобы данная электрогитара радикально поменялась бы и в ближайшем будущем.
Компании, сделавшие себе имя на инструментах совсем другого типа (Kramer, ESP, Dean и прочие) так или иначе все равно вынуждены выпускать гитары a-la Les Paul – спрос на «вариации Гибсона» не подвержен времени и моде. Но при этом очевидно, что как бы ни старались конкуренты, какие бы технологии и материалы они не использовали в процессе изготовления своей продукции, большинство людей все равно предпочтет (при прочих равных) живую легенду, а не ее «улучшенную» копию. Да и сам Gibson с завидной регулярностью выбрасывает на рынок «новые модели» LP, главные отличия которых от «старых» состоят в цветовых решениях.
К сожалению, описать абсолютно все модификации этого знакового для рок-музыки инструмента в рамках статьи не представляется возможным, остановимся лишь на наиболее популярных моделях Gibson LP, при этом также рассмотрим основные характерные особенности, присущие всей линейки «Лес Пола».Итак, в середине 30-х годов прошлого века ведущие американские производители музыкальных инструментов были увлечены идеей усиления гитары (имеется в виду усиление звука, а не конструкции или чего-либо еще). Дальше других пошли такие фирмы, как Rickenbacker, Gibson, Epiphone – именно они начали экспансию на музыкальный рынок акустических (с виду) гитар, оснащенных звукоснимателями и ручками регулировки. Молодой гитарист Лестер Уильям Полфус, сокративший свое имя до более лаконичного Леса Пола, и сам в то время частенько задумывался о модернизации своего собственного инструмента, причем Лестер был вдобавок ко всему еще и неординарным технарем: задолго до презентации первого звукоснимателя фирмой «Риккенбаккер», Полфус пытался воплощать в жизнь свои собственные гитарные идеи, связанные с трансляцией звука через стороннее оборудование.
Однако введение датчиков в акустические гитары породило несколько других, на тот момент весьма животрепещущих вопросов, в частности – что делать с постоянными «заводками» инструментов, и главное: как укрепить корпус, чтобы тот смог выдерживать помимо шести натянутых струн еще и звукосниматели. Над идеей цельнокорпусной гитары, которая стала бы очевидным решением всех этих задач, в то время параллельно друг другу трудились многие – Fender, Rickenbacker, Bigsby, а также Лес Пол, проводивший тогда по собственной инициативе много свободного времени на фабрике «Эпифон».Несколько позже, в середине сороковых, Полфус предложил компании Gibson свой, самостоятельно собранный вариант электрогитары, но взаимопонимания между производителем и музыкантом в этот раз не возникло. Но уже в 1951 году президент «Гибсона» Тед Маккарти, со стороны компании, и Лес Пол, со своей стороны, подписали договор о сотрудничестве в производстве новых электрогитар, причем, по словам того же Маккарти, имя Леса появилось на голове грифа исключительно в рекламных целях. Л. Пол в то время был достаточно известным персонажем в мире поп-музыки, и его имя, по замыслу Маккарти, должно было привлечь массовое внимание к цельнокорпусным «Гибсонам». Так что можно сказать, что Gibson LP явился первой в мире именной (подписной) гитарой.
Les Paul стал своеобразным ответом «Фендеру», который в тот момент уже запустил в продажу Telecaster, но ответом весьма своеобразным, с немалым количеством новшеств. Начнем с корпуса. Сама форма значительно больше напоминает «классический» гитарный силуэт, чем геометрия Телекастера, при этом струны не проходят сквозь древесину, а крепятся непосредственно на топе (в первых моделях – при помощи держателя-трапеции). Верхняя поверхность инструмента не плоская, а выпуклая, «сведенная» к центру, за счет чего произошло небольшое отклонение грифа назад. Корпуса нескольких первых экземпляров LP были сделаны целиком из красного дерева, хотя Лес Пол и рекомендовал добавлять кленовый верх для большей жесткости. Но персонал Gibson в то время считал (причем вполне справедливо!), что клен сделает и без того не самый легкий инструмент просто неподъемным, хотя в последствии вариация корпуса «красное дерево со сведенным кленовым топом» стало классикой – именно такое сочетание материалов является одной из визитных карточек гитар Les Paul. Плоская накладка на инструменте с выпуклым верхом просто в силу геометрии не может плотно прилегать к корпусу, здесь Gibson применили уже опробованный на своих более ранних моделях способ крепления «флажка» – на специальной скобке; гитару оснастили двумя датчиками P-90 Soap Bar – хамбаккеры стали выпускать только с 1957 года. Усиленный анкерным стержнем гриф (еще одна из визитных карточек «Гибсона») также был «собран» из нескольких кусков древесины – красное дерево с палисандровой накладкой: помимо весьма уникальных на то время звуковых характеристик, такое сочетание позволяло хотя бы немного сбалансировать инструмент по весу.Итак, рассматривая некий усредненный вариант Gibson LP, мы получаем несколько уменьшенный, по сравнению с классическими испанскими гитарами, корпус с вырезом внизу для более удобного доступа к «дальним» ладам и сведенным кленовым верхом, приклеенным к основе из красного дерева; струнодержатель, закрепленный на топе; два датчика с независимыми друг от друга регулировками звука и тембра; несколько отклоненный назад вклеенный гриф из разных пород дерева; голову грифа с расположением колков «три – три» и мензуру, длиной в 24.75 дюйма.
© Axis, guitarism.ru
![Gibson Les Paul Junior Gibson Les Paul Junior](http://guitarism.ru/wp-content/uploads/2009/10/Les-Paul-Junior-2-121x300.jpg)
Гитары Gibson Les Paul. Часть 2
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1a/Gibson_ES-175.png/59px-Gibson_ES-175.png)
![]() История гитар Fender |